Лечебное плавание при плоскостопии

Презентация:

Лечебное плавание при плоскостопии

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Плавание и профилактика плоскостопия. Составитель. Инструктор по плаванию Валиева Е.А. г. Верхний Тагил

2 слайдОписание слайда:

Актуальность проблемы плоскостопия   Плоскостопие встречается у 55-60% детей в возрасте до 6-7 лет, а в последние годы частота появления этой проблемы только возрастает. Многие родители обнаруживают плоскостопие у своих чад совершенно случайно, во время профилактического осмотра.

«Правильная» стопа формируется у ребенка к 5-6 годам, и только в этом возрасте можно точно сказать, имеются ли проблемы со стопами у вашего малыша. Почему лечение плоскостопия у детей нужно проводить вовремя и в обязательном порядке? Во всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу.

Многочисленные научные исследования последних десятилетий констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризующих здоровье детей.

3 слайдОписание слайда:

Плоскостопие — довольно неприятный недуг, который, формируясь в раннем детстве, способен негативно сказаться на всей последующей жизни ребенка. При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах.

Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

4 слайдОписание слайда:

Анатомические особенности стопы Состояние стопы влияет на легкость при ходьбе, плавность передвижения и количество энергозатрат. Строение стопы позволяет сохранить опору и амортизацию во время ходьбы. Основную часть стопы составляет костная ткань, которая соединена суставами, мышцами и связками.

5 слайдОписание слайда:

Причины неправильного формирования стопы Перед тем как выработать методику для лечения и профилактики плоскостопия у детей, важно знать причину его возникновения. Как правило, врожденные изменения стоп наблюдаются крайне редко. Такие последствия являются результатом перенесенного рахита и ранними перегрузками организма.

Главными причинами развития плоскостопия у детей являются:  избыточный вес ребенка;  раннее начало ходьбы и становление ребенка на ноги;  наследственная предрасположенность;  травмы различного характера;  длительное хождение без обуви по гладкой и твердой поверхности;  неправильная обувь;  осложнения после полиомиелита и рахит;  усиленные физические нагрузки, не соответствующие возрасту малыша.

6 слайдОписание слайда:

Природно-оздоровительные профилактические мероприятия по предупреждению плоскостопия включают в себя хождение детей без обуви (босиком) по естественной поверхности (трава, грунт, песок, галька и т. д.), что позволяет выработать тактильную и функциональную способность стоп.

7 слайдОписание слайда:

Гигиенические мероприятия предусматривают правильный выбор обуви для обеспечения анатомического положения стоп. Следует выбирать обувь только из натуральных материалов, чтобы обеспечить хороший воздухообмен.

Внутри обязательно должен быть супинатор, приподнимающий стопу с внутренней стороны, а подошва должна быть максимально гибкой. Необходимо выбирать обувь с небольшим каблуком (от 5 до 10 мм), чтобы защитить пяточную область от ушиба при ходьбе.

Размер обуви должен соответствовать размеру стопы ребенка.

8 слайдОписание слайда:

Связочно-мышечный аппарат развит слабо, и не полностью завершено окостенение, поэтому стопа легко подвергается деформации, вследствие которой развивается плоскостопие.

Плавание обеспечивает постепенно увеличивающуюся нагрузку на костно-мышечно-связочную систему ребёнка, которая со временем укрепляется, становится выносливой.

А разносторонняя спортивная нагрузка, в свою очередь, воспитывает привычную активную осанку, которая сохраняется ребёнком лишь при условии хорошей, постоянно поддерживаемой тренированности мышечной системы.

9 слайдОписание слайда:

Плавание способствует коррекции нарушения осанки в разгрузочном положении позвоночника, предупреждению плоскостопия. .

10 слайд 11 слайд 12 слайдОписание слайда:

Мягкие, ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твёрдой опоры нижних конечностей тазового пояса.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки.

Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить, поэтому с раннего возраста необходимо укреплять мышцы и связки ног.

13 слайд 14 слайдОписание слайда:

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия Комплекс упражнений способствующих профилактике плоскостопия. Предупредить плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. I. Упражнения на суше: 1. Хождение на высоких носочках. 2. Хождение на пяточках. 3.

Хождение по камешкам. II. Упражнения в воде. 1. «Сборщик» – Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на дне, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске. 2.

 «Гусеница» – Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно. 3. И. П. –держаться руками за бортик, подниматься на носки, опускаться на пятки и снова подняться. 4.

Полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах). 5. И п. – держаться руками за бортик, ногами работать стилем кроль «фонтанчик»

15 слайдОписание слайда:

Комплекс гимнастических упражнений, рекомендованных при плоскостопии «Здравствуйте – до свидания». Совершать движения стопами от себя/ на себя. «Поклонились». Согнуть и разогнуть пальцы ног. «Большой палец поссорился со своими братьями.» Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.

«Пальчики поссорились, помирились». Развести носки ног в стороны, свести вместе. «Пяточки поссорились, помирились». Развести пятки в стороны, свести вместе. И.П. сидя на коврике, руки в упоре сзади. · «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

· «Подними платки». Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз). · «Растяни ленточку». Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

· «Нарисуй фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, К, Г, Л, П). И.П. стоя. · Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах). · Ходьба на пятках, руки в замке на затылке. · Мишка косолапый. Ходьба на внешней стороне стопы.

· Ходьба по различным поверхностям, бревнам и т.п.

16 слайдОписание слайда:

КОМПЛЕКС С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ: 1. И.п. – сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп. Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно. 2. И.п. – то же 1-2 – сгибая пальцы ног, обхватить ими палку 3-6 – держать 7-8 – и.п. 3. И.п.

– то же 1-2 – поднять пятки, опираясь пальцами ног о пол 3-4 – и.п. 4. И.п. – сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками придерживать ее за верхний конец. Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси. 5. И.п. – то же.

Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз. 6. И.п. – стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс. Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу. Примечание.

Лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см, диаметром 2 см.

17 слайдОписание слайда:

Комплекс упражнений 1. «Окно» – ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги не отрывая подошв от пола. 2. «Каток» – ребенок катет вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой. 3. «Разбойник» – ребенок сидит на полу с согнутыми ногами.

Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой. 4. «Сборщик» – И.П. – тоже.

Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.

18 слайдОписание слайда:

5. «Художник» – И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. 6. «Гусеница» – И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется.

Упражнение выполняется двумя ногами одновременно. 7. «Серп» – И.П. – тоже. Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. 8. «Мельница» – И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях. 9. «Барабанщик» – И.П. – тоже.

Стучим носками ног по полу не касаясь его пятками.

19 слайд 20 слайд 21 слайдОписание слайда:

Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например, оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки.

22 слайд 23 слайдОписание слайда:

В дошкольном возрасте стопа интенсивно формируется, поэтому так важна профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, помогающая избежать различных по своей тяжести функциональных нарушений.

В этот период времени организм ребенка наиболее пластичен, и вполне возможно остановить развивающееся плоскостопие, а также исправить неправильное формирование стоп при помощи укрепления связок и мышц стоп Спасибо за внимание!

Скрыть

Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра “Инфоурок”?

Краткое описание документа:

Проверен экспертом

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-plavanie-i-profilaktika-ploskostopiya-3569941.html

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Лечебное плавание при плоскостопии

Стопа – орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую (рис. 14, 15). Для плоской стопы характерно опущение свода. Развитие плоскостопия сопровождается появлением при нагрузке неприятных, болезненных ощущений в стопе и голеностопном суставе.

Наблюдается их повышенная утомляемость. В последующем возникает искривление большого пальца. При осмотре опорной поверхности обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы.

Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллесова сухожилия и пятки при нагрузке.

а б в

Рис. 15. Формы стопы:
а – нормальная; б – уплощённая; в – плоская

Помимо осмотра можно получить отпечатки стопы (плантография). Смочив с помощью ватного тампона штемпельной мастикой лист бумаги, кладем его на пол чистой стороной и сверху прикрываем другим чистым листом.

Теперь необходимо встать на него босыми ногами, и опорная часть стопы отпечатается внутри верхнего листа бумаги. На полученных отпечатках проводим линии (рис.

16): линия АБ является касательной к наиболее выступающим точкам внутренней части стопы; линия ВГ проводится от середины пятки; прямая ДЕ перпендикулярна линии ВГ и делит ее пополам.

Теперь необходимо измерить линейкой отрезок ДЕ (ширину отпечатка стопы) и ЕЖ.

В норме значение индекса колеблются от 0 до 1, величины от 1 до 2 характеризуют уплощенную стопу, более 2 – плоскую.

а б в г д

Рис. 16. Формы отпечатков стопы:
а – полая; б – нормальная; в – уплощенная; г – плоская; д – обработка плантограммы

Под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты её продольных сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего свода отдела стопы. Иногда плоскостопие совмещается с вальгусным положением стопы (отклонение пятки кнаружи).

Такое сочетание называется плосковальгусной стопой и характеризуется тем, что одновременно с уменьшением сводов происходит скручивание стопы, в связи с чем основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод. Рессорные свойства стопы при этом резко снижаются. Различают также продольное и поперечное плоскостопие.

По происхождению выделяют врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую, рахитическую и статическую.

Лечение плоскостопия

Лечение плоскостопия более трудный процесс, чем его предупреждение. Поэтому большое внимание следует уделять профилактике плоскостопия. С детского возраста необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и суставно-связочного аппарата стоп.

Весьма полезна ходьба босиком по неровной почве, песку, так как происходит естественная тренировка мышц голени и активно поддерживается свод стопы – так называемый «рефлекс щажения». Большую роль в предупреждения деформации стопы играет рациональная обувь. Противопоказано носить обувь с плоской подошвой, мягкую и валяную обувь.

В детском возрасте наилучшим видом обуви является нерантовая с твердой подошвой, небольшим каблуком и шнуровкой.

При начинающемся плоскостопии рекомендуется строго соблюдать гигиенические меры: обратить внимание на подбор обуви и уменьшение нагрузки на стопы при стоянии и ходьбе; применять массаж и лечебную гимнастику.

В более тяжелых случаях использовать супинаторы – часть ортопедической стельки для поддержания внутренней зоны стопы и поднятия внутреннего края пятки; носить специальную индивидуально-зготовленную ортопедическую обувь.

Лечебная физическая культура при плоскостопии

Лечебная физическая культура назначается при всех формах продольного и поперечного плоскостопия как одно из средств комплексной терапии.

Основные задачи лечебной физической культуры при этом заболевании сводятся к нормализации двигательной сферы, повышению общей и силовой выносливости мышц (в первую очередь мышц нижних конечностей), физической работоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Ведущее место в числе лечебных задач занимают специальные задачи – исправление деформации стоп и закрепление результатов лечения. Под исправлением деформации стопы надо понимать уменьшение степени уплощения сводов и пронаций пятки [5; 10].

Упражнения в начале лечебного курса выполняют из исходных положений сидя и лежа, исключающих влияние веса тела на свод стопы. Наиболее невыгодны исходные положения стоя и особенно стоя с развернутыми стопами, когда сила тяжести максимально приближена к внутреннему своду стопы.

Вводный период лечебного курса включает упражнения для мышц голени из облегчающих исходных положений в чередовании с расслаблением. Статическая нагрузка на мышцы голени и стопы противопоказана.

Специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими для всех мышечных групп.

На этом этапе необходимо добиться выравнивания тонуса мышц, удерживающих стопу в правильном положении, улучшения координации движений, повышения физической работоспособности больного.

В основном периоде лечебного курса главная задача состоит в коррекции положения стопы и закреплении достигнутого положения.

С этой целью используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой, сопротивлением, нагрузкой на стопы и с предметами – захват пальцами камешков, шариков, карандашей, перекладывание их, катание подошвами ног, палками и т.д.

При этом необходимо постоянно учитывать полученную коррекцию. Для закрепления коррекции используются специальные виды ходьбы: на носках, пятках, наружной поверхности стопы с параллельной постановкой стоп. Для усиления корригирующего эффекта таких упражнений могут применяться некоторые подсобные предметы – ребристые доски, скошенные и наклонные поверхности и т.п.

Все специальные движения следует проводить в сочетании с упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки, общеразвивающими упражнениями и в соответствии с возрастными особенностями.

Благоприятные результаты лечения проявляются в уменьшении или полном исчезновения неприятных ощущений и болей при длительном стоянии и ходьбе, в нормализации походки и положения стоп. Повышению эффективности лечения способствует сочетание описанной выше методики применения физических упражнений с массажем нижних конечностей.

Упражнения выполняются в исходных положениях сидя, стоя, в процессе ходьбы, что дает возможность регулировать нагрузку определенных мышц голени и стопы.

В положении сидя рекомендуется выполнять следующие упражнения:

● приведение и супинация стоп с одновременным сгибанием пальцев;

● захватывание обеими стопами снаряда (мяча) и поднятие его с пола;

● подгребание пальцами матерчатого коврика;

● захватывание и приподнимание пальцами соответствующего снаряда;

● максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;

● разведение коленных суставов при установке стоп на наружный край с максимальным сжатием пальцев;

● подъем, опираясь на тыльную поверхность стоп, из исходного положения сидя «по-турецки» с упором кистей в пол.

В положении стоя выполняются упражнения, дающие возможность, кроме тренировки мышц, корригировать свод стопы. К таким упражнениям можно отнести:

● приподнимание на носках с упором на наружный край стопы;

● поворот корпуса при фиксированных стопах;

● упражнение «ласточка» с поворотом корпуса в сторону опорной ноги;

● полуприседания и приседания с выносом рук вперед в стороны из положения, когда стопы расположены сверху поперек палки;

● захват пальцами стопы и приподнимание с пола соответствующего снаряда.

Упражнения, выполняемые в процессе ходьбы:

● по двусторонней наклонной плоскости;

● с приведением переднего отдела стопы и подъемом на носки при каждом шаге.

Плавание при плоскостопии

Используемые стили плавания зависят от степени деформации стопы. Плавать можно любым стилем. Только при глубокой деформации плавание ногами стилем «брасс» следует исключить или тщательно дозировать, так как сила тяжести приходится на внутренний свод стопы.

В то же время чередование напряжения и расслабления мышц стопы при этом способе плавания способствует повышению мышечного тонуса и укреплению внутреннего свода стопы (что особенно наглядно при использовании большой паузы в скольжении).

Полезны движения ногами кролем на груди и на спине; для усиления воздействия на мышцы стопы можно плавать в ластах [5; 10].

Профилактика плоскостопия

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода стопы, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости.

При ходьбе на высоких каблуках происходит перераспределение нагрузки: с пятки она перемешается на область поперечного свода, который не выдерживает несвойственной ему перегрузки, и начинается формирование поперечного плоскостопия.

Известную роль при этом играет также мышечная недостаточность – ослабление мышцы, отводящей большой палец, межкостных мышц и др.

Отсюда в основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод; во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

В осуществлении первой задачи ведущая роль принадлежит физическим упражнениям.

Программы по физической культуре общеобразовательных школ и вузов в достаточной мере насыщены упражнениями, укрепляющими опорно-двигательный аппарат нижних конечностей (ходьба, бег, прыжки, приседания, плавание, подвижные игры и др.

), что, несомненно, способствует повышению выносливости нижних конечностей.

То есть совершенно необходимо в начале, середине и конце физкультурных занятий использовать два-три специальных упражнения, таких как захват предметов пальцами ног, ходьба по различной поверхности, передвижение вперед за счет пальцев ног. Следует также обращать внимание на правильную осанку, параллельную установку стоп при стойках и ходьбе. Ходьба с разведенными носками перегружает внутренний край стопы и, следовательно, ведет к деформации.

Источник: https://monographies.ru/en/book/section?id=7271

Плавание при плоскостопии

Лечебное плавание при плоскостопии

Плавание оказывает благоприятное воздействие на голеностопный сустав. Во время занятий плаванием на мышцы стопы увеличивается нагрузка, что способствует укреплению свода стопы и мышц голени.

На занятиях для профилактики и укрепления голеностопного сустава используются упражнения: плавание с пенопластом при помощи ног кролем и на спине.

Можно использовать различные исходные положения в зависимости от уровня подготовленности и диагноза.

Рекомендовано плавание в ластах, при котором значительно увеличивается нагрузка на голеностопный сустав и свод стопы. Необходимо выполнять комплексы упражнений и на суше: ходьба на носках, пяточках, «елочкой» по гимнастической палке, на наружном крае стопы, вращение стоп, сгибание и разгибание стоп, перекаты, катание малого мяча, и т.д.

Использование упражнений в воде позволяет выполнять двигательные действия при исключенной опорной нагрузке на нижние конечности и позвоночник, облегчается двигательный режим атрофированных мышц, улучшается подвижность в суставах, восстанавливаются двигательные функции при заболеваниях спинного мозга. Занятия с лицами, имеющими диагноз ДЦП, необходимо проводить индивидуально или малыми группами в зависимости от тяжести заболевания. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. двигательный дыхательный сосудистый плавание

Основной целью занятий является восстановление утраченных двигательных навыков, укрепление мышц, увеличение подвижности в суставах, снятие напряжения, формирование новых нервно- мышечных связей.

Необходимо соблюдать регулярность, систематичность, непрерывность в проведении занятий.

Соблюдается строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, психическим развитием; постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений.

упражнений для лиц, страдающих ДЦП:

  • 1. Упражнения на растягивание мышц, снятие напряжения в мышцах, расширение диапазона движений;
  • 2. Упражнения для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц;
  • 3. Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов;
  • 4. Упражнения на расслабление (для устранения спазмов мышц, устранения судорог);
  • 5. Обучение ходьбе;
  • 6. Упражнения на развитие мышечной силы.

На занятиях используют методы торможения нежелательных патологических движений, сопровождаемые повышением мышечного тонуса и одновременно облегчающие произвольную сенсомоторную активность. Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функции артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций.

В успешном обучении плаванию не только здоровых людей, но и лиц с ДЦП большую роль играют общеразвивающие упражнения. Они способствуют развитию основных физических качеств: силы, выносливости, гибкости, ловкости и быстроты.

Являются прекрасным средством лечебной физической культуры, способным корректировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп.

Кроме этого, общеразвивающие упражнения совершенствуют функциональные возможности, расширяют круг умений и двигательных навыков и таким образом подготавливают к наиболее эффективному освоению плавательных движений.

Подготовительные упражнения с лицами, имеющими диагноз ДЦП, проводятся в спортивном зале, и называется это занятие «сухое плавание». Занятия «сухим плаванием» позволяют доступно объяснить технологию выполнения какого-либо движения, уделить больше времени его изучению и совершенствованию.

Дыхательные упражнения используют в игровой форме: «задуй спичку», «задуй свечу», «подуй на воду, как на горячий чай», «пускаем пузыри», «выдохи в воду».

Упражнения по обучению работе ног: необходимо добиваться незначительного разгибания ног в тазобедренных суставах и значительного сгибания ног в коленных суставах; движения необходимо выполнять плавно и осторожно, не допускать переразгибания ног в коленных суставах.

При проведении занятий с лицами, имеющими остеохондроз, смещение позвоночных дисков, необходимо уделять внимание устранению болевого синдрома. Плавательные упражнения подбираются в зависимости от диагноза больного.

На занятиях используют комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в воде, и элементы спортивного плавания. Комплексы общеразвивающих упражнений выполняются в неглубокой части бассейна, по плечи в воде.

Из спортивных способов плавания предпочтительней выбирать на занятиях брасс и брасс с удлиненной фазой скольжения, плавание на спине ногами брассом.

Самовытяжение позвоночника способствует растягиванию спазмированных мышц, разгрузке межпозвоночных дисков, увеличению диастаза между суставными поверхностями межпозвоночных суставов, освобождению от сдавливания нервных образований позвоночника.

В некоторых случаях можно использовать элементы из других спортивных и прикладных способов плавания. Подбор упражнений осуществляется индивидуально. Необходимо исключить из занятий резкие движения, повороты, прыжки и т.д.

Особое внимание необходимо уделить правилам безопасности нахождения в бассейне.

При использовании способа плавания на спине необходимо обучить безопасной вынужденной остановке при плавании, для исключения излишнего «прогибания» в области позвоночника и, как следствие, возникновения болевых синдромов.

Page 3

Занятия в плавательном бассейне способствуют снижению нагрузки на сердечно-сосудистую систему, так как горизонтальное положение тела при плавании является облегчающим моментом для работы сердечной мышцы. Горизонтальное положение при плавании способствует облегчению тока крови и лимфы от периферии к центру, улучшает циркуляцию, что создает благоприятные условия для сердечной деятельности.

На занятиях плаванием людям с сердечно-сосудистой патологией необходимо строго дозировать физическую нагрузку.

При оптимальной физической нагрузке мощность сердечной мышцы повышается, толщина стенок миокарда увеличивается за счет увеличения массы мышечного волокна, что повышает сократительную функцию сердца, ведет к экономной деятельности в покое.

Особое внимание следует уделять постановке правильного дыхания, поэтому на занятиях необходимо использовать дыхательные упражнения.

Занятия проводятся не реже двух раз в неделю. На занятиях используют комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в воде, и элементы спортивных способов плавания, плавание в ластах, с пенопластом и т.д. Комплексы общеразвивающих упражнений выполняются на неглубокой части бассейна, по пояс или по плечи в воде.

Наиболее доступным способом плавания для лиц с заболеванием сердечно-сосудистой системы является брасс. Данным способом можно плавать продолжительное время без явных признаков утомления.

Комплексы физических упражнений должны состоять из элементов, не требующих особого напряжения. На занятиях по лечебному плаванию используют дистанционное плавание в невысоком или медленном темпе. Темп упражнений должен быть медленным особенно на первых занятиях.

ЧСС на занятиях не должна превышать 130-150 уд./мин. При утомлении необходимо снизить темп занятия и выполнять дыхательные упражнения. Занятия плаванием рекомендованы при гипертонии.

Температура воды и циклические упражнения способствуют стабилизации нервной регуляции сосудистого тонуса при синдроме вегето-сосудистой дистонии и предотвращению развития гипертонической болезни.

Плавание способствует развитию компенсаторных механизмов сердечной деятельности за счет повышения сократительной способности правого и левого желудочков, что является профилактической мерой при сердечной недостаточности.

Вода оказывает тонизирующее действие на вены, уменьшается или ликвидируется венозный застой. При варикозном расширении вен давление воды и горизонтальное положение тела создают благоприятные условия для оттока венозной крови по глубоким венам (рекомендуется плавание с пенопластом и в ластах).

Page 4

Общеизвестно, что под влиянием плавания увеличиваются резервные возможности дыхания, возрастает ЖЕЛ (жизненная емкость легких) и максимальная вентиляция легких, возрастает кислородтранспортная функция кровообращения, совершенствуется механизм тканевого дыхания. Поэтому плавание является одним из средств укрепления дыхательной системы.

Как плавание влияет на состояние дыхательной системы

  • 1. Пловец совершает вдох и выдох, преодолевая сопротивление воды, при этом тренируется дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки. Давление воды препятствует выполнению вдоха, что приводит к развитию мышц, расширяющих грудную клетку. Давление воды на грудную клетку способствует и более полному выдоху, улучшая газообмен. В то же время, при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, а это также приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру и ее развитию.
  • 2. При плавании тратится много энергии, а значит, возрастает потребность в кислороде. Поэтому организм стремится максимально полно использовать каждый вдох. В результате систематических плавательных тренировок растут показатели дыхательной системы (совершенствуется дыхательный ритм, повышается эластичность легких, растет количество альвеол легких, объем и вентиляция легких, максимальное потребление кислорода). При регулярных занятиях плаванием вырабатывается совершенный тип дыхания.

Дыхание пловца более глубокое и редкое. Взрослый человек, не занимающийся плаванием, в покое выполняет 14-16 дыхательных циклов в минуту, в то время как пловец – 7-8 циклов в минуту.

Преимущество такого редкого дыхания в том, что легкие и другие органы дыхания успевают хорошо отдохнуть, получить полноценное питание, а их износ замедляется (схожая ситуация с замедлением пульса).

В результате тренировки органов дыхания, повышения эластичности легких, увеличения числа альвеол возрастает объем легких.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) является одним из основных показателей состояния дыхательной системы. ЖЕЛ – это максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха.

Вместе с остаточным объемом, то есть объемом воздуха, остающимся в легких после самого глубокого выдоха, ЖЕЛ образует общую емкость легких (ОЕЛ).

В норме ЖЕЛ составляет около трех четвертей общей емкости легких и характеризует максимальный объем, в пределах которого человек может изменять глубину своего дыхания.

У людей, занимающихся, плаванием, резервные возможности системы дыхания вдвое – втрое выше, чем у людей, не занимающихся спортом. Лица, не получающие регулярной физической нагрузки, с трудом могут набрать в легкие 2-3 литра воздуха, в то время как пловцы – 5-7 литров.

Альвеолы пловца работают эффективно, поэтому организм хорошо обеспечивается кислородом при вдохе, и легко освобождается от углекислого газа при выдохе.

Максимальное потребление кислорода (МПК) – один из наиболее надежных показателей физической работоспособности человека. МПК является показателем аэробной производительности организма, то есть способности выполнять длительную работу невысокой интенсивности (плавание и бег на длинные дистанции, занятие на велотренажере и т.п.).

МПК – это то наибольшее количество миллилитров кислорода, которое человек способен потреблять в течение 1 минуты. У человека, не занимающегося спортом, МПК 3200-3500 мл/мин, у пловцов МПК достигает 6000 мл/мин.

МПК зависит от массы тела (особенно массы работающей мускулатуры), возраста, пола, генетических факторов, состояния системы транспорта кислорода, уровня физической подготовленности человека.

У нетренированных людей МПК на 1 кг массы тела равно в среднем 40 мл, а у пловцов доходит до 70-80 мл.

  • 3. При плавании в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких, в результате исключаются застойные явления в них. Включение в процесс дыхания обычно мало задействованных частей легочной ткани позволяет избежать их преждевременной старческой атрофии и многих заболеваний дыхательной системы.
  • 4. Систематическое ныряние и плавание с задержкой дыхания повышают устойчивость организма к гипоксии.

Особенности техники плавания обусловливают определенный режим дыхания. Вдох и выдох строго согласуется с движениями рук.

При проведении занятий с лицами, имеющими заболевания органов дыхания, необходимо использовать спортивные способы плавания, так как фазы дыхания строго согласуются с двигательным циклом.

При использовании кроля необходимо выполнять дыхание под две руки или стремиться к идеальному выполнению, учитывая уровень подготовленности.

Техника дыхания при плавании состоит из трех фаз: короткий вдох, задержка, длинный выдох. При плавании с малой скоростью может быть и четвертая фаза – задержка после выдоха. Такое дыхание развивает компенсаторный механизм внешнего дыхания и кровообращения, повышается насыщение крови кислородом и улучшает приспособляемость к гипоксическим сдвигам.

На занятиях используются все известные способы плавания, плавание с ластами, лопатками и пенопластом, используются дыхательные упражнения.

Особое внимание на занятиях уделяется выполнению правильного вдоха и выдоха при плавании спортивными способами. Темп движения должен соответствовать физической подготовленности занимающегося.

Частота занятий зависит от возможностей занимающегося, но не реже 2-3 раз в неделю по 45 мин. Темп выполнения заданий не должен превышать аэробный порог.

Источник: https://studwood.ru/1605472/meditsina/plavanie_ploskostopii

Боремся с плоскостопием

Лечебное плавание при плоскостопии

Плоскостопие представляет собой уплощение сводов стопы – поперечного, продольного или обоих. При всех формах данного нарушения назначается ЛФК. Школьники с плоскостопием (за некоторым исключением) относятся к подготовительной медицинской группе, т.е.

занимаются в основной группе, но с некоторыми противопоказаниями при использовании отдельных упражнений. Помимо этого, они должны получать индивидуальные задания, с тем чтобы количество ежедневных занятий было не менее трех.

Ребята с третьей степенью плоскостопия, которая сочетается с неправильной установкой пятки, могут посещать специальную медицинскую группу.

Задачи ЛФК:

-повышение общей и силовой выносливости мышц, формирующих своды стопы;

-улучшение физической работоспособности и общее укрепление организма.

Основное внимание в коррекции деформации стоп имеет тренировка мышц, формирующих их своды. Прежде всего это икроножные, передняя и задняя большеберцовые мышцы, сгибатели пальцев, мышцы, обеспечивающие вращение стопы внутрь, и межплюсневые мышцы.

Противопоказания:

-продолжительные статические нагрузки в положении стоя;

-переноска значительных отягощений;

-упражнения из исходного положения с развернутыми стопами, когда большая нагрузка (масса тела) приходится на внутренний свод стопы;

-соскоки, длительные бег или ходьба по твердому покрытию (асфальт).

Во вводном периоде (сентябрь – середина октября) упражнения выполняются из облегченных ис-

ходных положений – сидя и лежа. Для увеличения общей нагрузки динамические упражнения чередуют с расслаблением мышц нижних конечностей. Необходимо добиваться выравнивания тонуса мышц, удерживающих правильное положение стопы.

Для этого можно использовать хождение на носочках, на наружном крае стопы, захватывание мелких предметов пальцами стоп в положении сидя и др. Как и при деформациях позвоночника, нужно достигать утомления мышц, определяющих состояние свода стопы.

Важное условие – многократное выполнение упражнений в течение дня.

В основном периоде (середина октября – начало мая) обращают внимание на дальнейшее повышение нагрузки, для чего используют упражнения с сопротивлением, с предметами, из исходного положения опоры передней частью на носочки (перекатывание с носков на пятки и обратно и пр.), подскоки, различные виды ходьбы (на носках, пятках, наружном крае стоп).

Специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими, с упражнениями на осанку и для укрепления мышц туловища.

Благоприятные итоги лечения выражаются в полном или частичном исчезновении неприятных ощущений в ногах при длительных нагрузках, нормализации положения стоп и походки.

Но даже если исследования (по методу Чижина) не покажут уменьшения плоскостопия, это не будет значить, что ваши занятия прошли даром, ведь благодаря систематической тренировке у ребенка укрепляется суставно-связочный аппарат, прекращаются (или становятся реже) головные боли и другие дискомфортные состояния и возрастает общая работоспособность. Более того, в этом случае даже наличие плоскостопия не мешает школьнику заниматься спортом и во многих его видах добиваться высоких результатов.

Плавание

Весьма эффективно в лечении и профилактике плоскостопия в системе ЛФК плавание. При плавании на стопу ложится большая нагрузка, благодаря чему мышцы, удерживающие ее своды, а также мышцы голени укрепляются и развиваются. Кроме того, нет статического действия на стопу.

Особенно полезно плавание кролем на груди и на спине, при котором значительно укрепляются мышцы, су-пинирующие стопу (поворачивающие ее подошву внутрь), и брассом, укрепляющим мышцы, обеспечивающие подошвенное сгибание стопы.

По мере освоения брасса и кроля желательно заниматься в ластах.

Только в комплексе

ЛФК при лечении плоскостопия должна сочетаться с гигиеническими мероприятиями, подбором правильной обуви, ортопедических приспособлений, массажем, определением оптимального двигательного режима.

Массаж способствует снятию тонуса у одних мышц и повышению у других – ослабленных. Но нельзя забывать, что и массаж без ЛФК не даст положительного результата.

Терапия плоскостопия включает ношение ортопедической обуви со специальными стельками -супинаторами (при этом важно, чтобы ребенок длительное время пребывал в положении стоя).

Как подбирать обувь

Обратим внимание на то, как выбирать обувь, чтобы избежать возникновения плоскостопия и других проблем.

Размер, фасон и плотность подошвы обуви не должны препятствовать развитию стопы. Жесткая подошва затрудняет ходьбу, снижает работоспособность мышц голени, повышает температуру кожи ног и потоотделение.

Ношение обуви меньшего размера дает неприятные ощущения и содействует образованию мозолей, нарушает кровообращение стоп, из-за чего зимой они мерзнут; а при большем размере стопа как бы «расплывается» в обуви, что может стать причиной плоскостопия.

Особо следует сказать о ношении обуви с высоким каблуком школьниками младших и средних классов, скелет которых еще не сформирован. Дело в том, что при каблуке выше 2-3 см центр тяжести тела смещается вперед и основная часть его массы приходится на переднюю часть стопы (см.

таблицу), что ведет к развитию плоскостопия и оказывается серьезной предпосылкой появления с возрастом варикозного расширения вен. Кроме того, чтобы сохранить равновесие из-за смещения центра тяжести, ребенок подает вперед таз и плечи, отчего таз становится узким и развивается сутулость.

При этом человек отличается неестественной семенящей походкой, что приводит к быстрому наступлению усталости при ходьбе. Таким образом формируются неустойчивая походка и неправильная осанка. Вот почему для повседневного ношения туфли на высоком каблуке не только нежелательны, но и вредны.

Однако не рекомендуется и обувь совсем без каблука, лучший вариант – каблук высотой в 2-3 см: тогда масса тела равномерно распределяется на всю стопу, и ходьба не будет утомительной.

Источник: https://www.GoaGetAway.com/page/boremsja-s-ploskostopiem

Отдел Ревматолога
Добавить комментарий